Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Кабинет учителя-дефектолога

Информация о психолого-медико-педагогической комиссии  

 ПМПК осуществляет свою деятельность с согласия и в присутствии законного представителя ребенка. ПМПК реализует консультативно-диагностическую деятельность в отношении детей от рождения до 18 лет.

Цель ПМПК - организация помощи детям на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

Основные задачи ПМПК:

• своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

• комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика нарушений развития ребенка  и его резервных возможностей;

• определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

• консультирование родителей, педагогических работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении.  

 

Нормативная правовая и законодательная база Республики Беларусь по вопросам организации психолого-медико-педагогических комиссий

 

 Кодекс Республики Беларусь об образовании

 Статья 265 п.2  Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:

«…В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития»;

«…Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя. По результатам  психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования»;

«…Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе  специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя»;

«…Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – членами  ПМПК.

 

АЛГОРИТМ

подготовки ребенка к обследованию психолого-медико-педагогической комиссией:

 

Предварительное обследование ребенка учителем-дефектологом и педагогом-психологом

Беседа с родителями. Тема: "Необходимость прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии"

Сбор документов на ПМПК.

Запись на комиссию в ЦКРОиР (по запросу), если по каким-либо причинам не прошли в соответствии с графиком.

Обследование ребенка на ПМПК (по запросу) проводится по адресу: п. Ратомка, ул. Заславская, 8а в присутствии законных представителей

Прием осуществляется по графику, предложенному ЦКРОиР, с целью комплектования пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), специальной группы (класса) или группы (класса) интегрированного обучения и воспитания. В график могут быть внесены изменения и дополнения по предварительной договоренности.

                                Приему на ПМПК подлежат:

Дошкольники (школьники), которые должны пройти контрольное обследование

Дети с особенностями психофизического развития, направляемые учителем-дефектологом (первичное обследование)

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, направляемые педагогом-психологом

Дети с трудностями в обучении, направляемые воспитателем,   учителем

По запросу родителей.

По запросу администрации.  

                  

                Документы, предоставляемые на ПМПК:

1. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка

2. Медицинская карта из поликлиники или ФАПа (либо подробная выписка из истории развития ребенка).

3. Рисунок ребенка карандашом или рабочие тетради

4. Осмотр узкими специалистами в течение года (ЛОР, окулист).

5. Консультативное заключение детского психиатра Минского областного психоневрологического диспансера (г.Минск, ул. П.Бровки 7, станция метро Академия наук) 

Если обследование проходит на базе ЦКРОиР родителю и ребенку обязательно при себе иметь сменную обувь или бахилы. Ребенок с явными признаками заболевания (грипп, ОРВИ, ветрянка и т.п.) не допускается к обследованию специалистами ПМПК.

Рекомендации родителям по коррекции речевых нарушений ребенка:

üСистематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда. Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;

üСпособствовать развитию мелкой моторики рук;

üСпособствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • выполнять с ребенком домашние задания;
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

 

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

o   ошибки на письме и при чтении;

o   снижение самооценки;

o   конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

 

Рекомендации родителям при организации занятий дома.

 

  1. Время занятий15-20 минут.

2. Занятия, кроме спокойной, деловой обстановки, также могут проводиться во

время прогулок, поездок.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий.

4. Выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

5. При получении задания, ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.

6. Будьте терпеливы, внимательны и требовательны к ребенку во время занятий.

7. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Работа со звуками.

  1. 1.Проговорить звук совместно с ребенком.
  2. Выяснить, как располагаются губы, зубы, язык, при произнесении данного звука.
  3. Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумать слова.
  4. Нарисуйте букву, которая обозначает данный звук, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  5. Придумайте игры со звуком, над которым работали.

 

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезны совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

 

Артикуляционная гимнастика

Звук-С-

«Улыбка» - растянуть губы в улыбке.

«Заборчик» - улыбнуться и обнажить зубы.

«Красим нижний заборчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» нижние зубы. Движения вверх-вниз и влево-направо.

 

Звук-Ш-

«Дудочка»- с напряжением вытянуть губы вперед.

«Кружочек» - приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

«Блинчик» - приоткрыть рот, широкий расслабленный, мягкий язык положить на нижнюю губу.

«Чашечка» - рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки». Спинка языка опущена.

 

Звук –Р-

«Улыбка»-растянуть губы в улыбке.

«Заборчик» -улыбнуться и обнажить зубы.

«Блинчик» - приоткрыть рот, широкий расслабленный, мягкий язык положить на нижнюю губу.

«Наказать непослушный язычок» - Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя»

«Чашечка» - рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки». Спинка языка опущена.

«Качели» - открыть рот. Губы в улыбке. Кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения   вверх-вниз.

«Красим верхний заборчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой”. Движения языка вверх-вниз и влево-вправо.

«Лошадка» - рот открыт, губы в улыбке, присасывая язык к верхнему нёбу отрывать его со щелчком. Упражнение делать медленно под счёт. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

 

Методические рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики

 

1.Гимнастика проводится 5-7 минут.

2. Упражнения выполнять перед зеркалом

3. Каждое упражнение выполнять по 5 раз.

4. Упражнение выполнять после показа взрослого.

5. После того, как усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

6. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения.

 

Дыхательная гимнастика

Основные параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

 

Упражнения для развития правильного речевого дыхания:

«Снежинка»

Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки. Губы ребенка округлены. Щеки не надувать!

«Вертушка»

Ход игры: ребенку предлагается подуть на вертушку.

«Задуй огонёк»

Ход игры: ребенку предлагается подуть на пламя свечи.

Также – «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик» и др.

 

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

 

ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

ВЗРОСЛЫЙ:

«Повторите ряд гласных: А, О, У.

Сколько в нем звуков?

Какой звук первый, второй, третий?

Какой звук стоит после А, перед У, между А и У?»

 

«ПОЙМАЙ ЗВУК»

ВЗРОСЛЫЙ: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук   «Д»:

А, К, В, Д, У, С, И, Д, З, Н, Д

Аналогичная работа проводится с другими звуками, как гласными, так и согласными.

 

«ПОЙМАЙ СЛОВО»

ВЗРОСЛЫЙ: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Р»:

Рама, лампа, дача, лыжи, рыжий, дыня, рыба, лодка, радуга,

Тот же порядок работы — со звуками С, 3, Ш, Ж, Л.

 

«ИСПРАВЬ МЕНЯ»

ВЗРОСЛЫЙ: «Я буду тебе называть слова неправильно, а ты будешь меня исправлять».

(в словах звук пропускается или заменяется тот, который на этапе автоматизации)

Р -ыба, ак, лабота;   Ш -апка, уба, суба; Л - ук, асточка, вампа.

РЕБЕНОК исправляет

«ПОЙМАЙ ЗВУК». «ПОЙМАЙ ПЕСЕНКУ»

1.Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2.По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

ИГРА С МЯЧОМ

Взрослый произносит различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук поймать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.

 

Консультация родителям

Развитие мелкой моторики

как эффективный способ подготовки руки ребёнка к письму

     Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей, проведено много и доказано, что развитие функциональных возможностей кистей рук положительно сказывается на становлении детской речи, и на их интеллектуальном развитии. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования полноценной речи. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, координации, а также причинно-следственным связям. В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений) у детей совершенствуются навыки контроля и планирования целостного действия. В некоторых случаях дети могут не произносить правильно один-два звука, но не из-за проблем с моторикой, а из-за незнания как эти звуки произносятся, что в данном случае коррекции поддается легко. Но это уже другой случай.

Кроме того, развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн, 1990), уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук)

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками. Их еще очень удобно использовать как памятки для родителей в логопедических уголках.

Самомассаж кисти и пальцев рук.

Игровой самомассаж рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Он является средством повышения иммунитета, т.к. на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация ( в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать ребёнку, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.

При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно.

При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу.

Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким.

При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко).

Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка.

Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.

Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

Затем следует перейти к следующим видам игровых комплексов пальцевой гимнастики.

 

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).

“Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

“Зайчик” – и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

“Кольцо” – и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.

Также для развития мелкой моторики полезны следующие приемы:

«Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты

-Строим забор, дом, дерево и т.п. – из счетных палочек

-Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты

-Кто спрятался в комочке.

-Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.

-Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох

-Определи на ощупь – то, что спрятано в песке.

-«Застегни одежду»

-Шнуровки

-Найди фигурки в сухом бассейне

-Снегопад в лесу – на трафарете елки разложить комочки ваты

-Выложи из геометрических фигур медведя или других семян

-Выкладывание букв из различных материалов

-Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра

-Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке.

-Собирание разрезных картинок

-Собери пирамидку

-Сушка белья – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки

-Покормим животных – мелко или полосками рвем зеленую бумагу

-Игры со шнурочком – Выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или выкладывание контура птицы

-Обведи и раскрась

-Сматывание толстых ниток в клубок

-Украшение новогодней елки

-Обведение трафаретов

-Обсыпание манкой намазанного клеем трафарета н – р: дерева (зимний пейзаж)

-Работа с водой и пипеткой

-Плетение коврика из полосок цветной бумаги

-Игры с водой и пипеткой – капли по контуру лужи

-Аппликации, складывание оригами

-Цепочки – из конструктора

-Цветная мозаика

-«Вижу руками – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы

-Заполнение объема трафарета животного или птицы бумагой, солью, пластилином

-Кляксография, рисование

-Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой.

-Выкладывание букв из различных материалов

-Логопедический конструктор

Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.).

 

Итак, маленькие пальчики ребенка учатся производить множество самых разных, простых и сложных действий. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Важно проникнуться терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы грамотно помочь ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер.

Разделы сайта