Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования
- Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»
- Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612
- Положение об учреждении дошкольного образования (постановление МО РБ от 25.07.2011 № 150)
- Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений МО РБ от 04.02.204 №9, от 10.04.2014 №38, от 27.11.2017 №148, от 03.03.2018 № 10)
- Образовательные стандарты. Дошкольное образование (постановление МО РБ от 29.12.2012 № 146)
- Образовательные стандарты: начальное образование (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 32)
- Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. N 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 № 39)
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".
- «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» утверждённых постановлением СМ РБ от 07.08.2019№137
Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»
В постановлении коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно -технологический аспекты» преемственность между всеми звеньями обучения рассматривается как основное условие непрерывного образования, воспитания и развития ребенка, заключающееся в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования, имеющее общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Целью дошкольного образования является разностороннее развитие и социализация воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями.
Цель начального образования – формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие обучающегося.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, сопровождение детей в школу с уровнем общего развития и воспитанности, отвечающим требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на представления, умения и навыки, которые уже приобретены детьми дошкольного возраста, их дальнейшее использование для разностороннего развития.
При планировании и организации работы в учреждениях дошкольного и общего среднего образования используются эффективные формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.
а) Работа с педагогами может включать:
- инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы с учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;
- педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе, по определению функциональной готовности детей к обучению);
- взаимопосещение занятий учителями и уроков воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
- собеседования с учителями, воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- обмен опытом работы между учителями и воспитателями учреждений дошкольного и общего среднего образования;
- заседания методических объединений учителей и воспитателей учреждений дошкольного и общего среднего образования;
- выставки пособий и дидактического материала;
- заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования;
- посещение воспитателями учреждений дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.
- контроль за работой педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования со стороны руководителей и оказание им методической помощи;
- составление методических рекомендаций по результатам изучения деятельности педагогических кадров.
б) Работа с детьми может включать:
- участие воспитанников учреждений дошкольного образования в торжественной линейке, посвященной празднику Первого звонка;
- экскурсии в библиотеку, школьный музей, по школе;
- совместные выставки рисунков и поделок учеников первых классов и воспитанников старших групп;
- участие учащихся первых классов в физкультурных, музыкальных праздниках, организованных в учреждениях дошкольного образования;
- выступление вокальных, театральных, хореографических коллективов с концертами перед воспитанниками учреждений дошкольного образования (концерты, показы кукольных спектаклей);
- обеспечение в каждом учреждении общего среднего образования функционирования группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на Iступени общего среднего образования.
в) Работа с законными представителями детей может включать:
- посещение семей с целью изучения семейно-бытовых условий;
- собрания для родителей учащихся первых классов («Особенности обучения в первом классе»), для родителей детей учреждения дошкольного образования («Подготовка ребенка к школе»);
- консультации для родителей, открытые просмотры учебных занятий;
- дни открытых дверей;
- анкетирование родителей;
- тематические выставки (уголок школьника «Что должен знать и уметь будущий школьник»).
г) Деятельность психолого-дефектологической службы может включать:
- диагностику готовности детей к обучению в первых классах;
- наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе;
- проведение коррекционных занятий с детьми;
- консультации педагогов;
- индивидуальные консультации для родителей;
- участие в проведении родительских собраниях, днях открытых дверей и др.
Организационно-методическое сопровождение осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования
- Комплектование старшей группы детьми по возрастному принципу.
- Обеспечение кадрами: подбор воспитателей для работы в старших группах, их образование, стаж педагогической работы, опыт работы со старшими детьми. Своевременность повышения квалификации воспитателей (повышение квалификации, участие в работе методических объединений).
- Создание условий для работы с шестилетними детьми:
а) методический кабинет:
- нормативные и правовые акты Министерства образования Республики Беларусь;
- мероприятия по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;
- учебная программа дошкольного образования,
- протоколы педсоветов;
- материалы педсоветов, консультаций, семинаров, открытых занятий;
- материалы совместных музыкальных и физкультурных праздников;
- материалы совместных выставок;
- материалы взаимопосещений педагогами занятий в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;
- протоколы и материалы родительских собраний;
- материалы по работе семейных клубов, консультативных центров
- результаты анкетирования родителей;
- материалы опыта работы педагогов с детьми по осуществлению преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования и общего среднего образования;
- наличие методической литературы.
б) группы:
- обеспечение выполнения Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов"Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений дошкольного образования", утверждённых постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 17.04.2009 № 42.
- уровень соответствия развивающей предметно-игровой развивающей среды установленным требованиям;
- оснащенность образовательного процесса учебно-методическими комплексами;
- наличие документации воспитателя: плана образовательного процесса с воспитанниками; протоколов родительских собраний; табеля учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования; сведения о родителях и воспитанниках.
- Качество здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования. Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов. Наличие углубленных медицинских осмотров детей. Состояние здоровья детей. Анализ заболеваемости детей. Профилактика заболеваемости. Рациональность и сбалансированность питания. Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка. Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в учреждении дошкольного образования утвержденным нормам. Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
- Качество образовательного процесса. Соответствие организации образовательного процесса образовательной программе дошкольного образования; используемых образовательных методик, технологий концептуальным положениям дошкольной педагогики и возрастной психологии.
Уровень соответствия развития выпускников дошкольного учреждения образовательным стандартам дошкольного образования, которые оцениваются педагогами воспитанников
- Реализация задачи развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста.
Беседы с педагогами по вопросам:
- знания нормативных правовых актов;
- программ первого класса учреждений общего среднего образования и учреждений дошкольного образования;
- организации обучения и воспитания детей (способствуют ли методические приемы воспитателя на занятиях активизации умственной деятельности детей, формированию у них умственных действий и операций (сравнения, анализа, обобщения, систематизации, классификации и др.).
Собеседование с педагогами по вопросам взаимопосещений занятий и уроков.
- Деятельность психологической службы: оценка интеллектуального и личностного развития детей, саморегуляции, сформированности игровой и учебной деятельности. Выявление детей с девиантным поведением, выработка коррекционной программы и работа по ней. Консультации для учителей и родителей по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей. Педагогические консилиумы по вопросам преемственности в работе психолога учреждения дошкольного образования и школы.
9. Организация совместной работы воспитателей и родителей по осуществления преемственности в работе между учреждениями дошкольного образования иобщего среднего образования (изучение семьи; проведение родительских собраний, дней открытых дверей, консультаций, бесед и других форм с участием учителей школы; изучение лучшего семейного опыта, работа с семьями группы социального риска, организация наглядно-информационных форм работы Организация работы с детьми, не посещающими дошкольные учреждения дошкольного образования. Оказание образовательных услуг.
Приказ
о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612
В целях дальнейшего совершенствования работы по обеспечению преемственности уровней дошкольного и общего среднего образования и на основании постановления коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Отделу дошкольного образования (А.Л. Давидович) совместно:
1.1. с управлением общего среднего образования (С.В. Уклейко) организовать проведение республиканского семинара «Преемственность в организации обучения иностранному языку в учреждениях дошкольного и общего среднего образования».
Срок исполнения — февраль 2015 г.;
1.2. с управлением общего среднего образования (С.В. Уклейко), научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (Р.С. Сидоренко), государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» (А.П. Монастырный) обеспечить взаимно согласованное обновление содержания образования в рамках планируемой на 2015—2017 годы отраслевой научно-технической программы «Разработка содержания и научно-методического обеспечения дошкольного, общего среднего, специального, высшего педагогического и дополнительного образования педагогических работников в целях повышения качества образования в современных социально-экономических условиях» («Качество образования»).
Срок исполнения — 2015—2017 гг.;
1.3. с учреждением «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь» (Н.И. Листопад):
1.3.1. подготовить разъяснения о заполнении формы государственной статистической отчетности ДУ-1 по учебно-педагогическим комплексам «ясли-сад — начальная школа», «ясли-сад — базовая школа», «ясли-сад — средняя школа», «детский сад — начальная школа», «детский сад — базовая школа», «детский сад — средняя школа».
Срок исполнения — до 1 августа 2015 г.;
1.3.2. обеспечить проведение онлайн-семинаров (веб-конференций, вебинаров и др.) с регионами по актуальным вопросам преемственности и непрерывности уровней дошкольного и общего среднего образования.
Срок исполнения — до 1 декабря 2015 г.
2. Научно-методическому учреждению «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (Р.С. Сидоренко):
2.1. разработать концептуальную модель преемственности дошкольного и общего среднего образования.
Срок исполнения — 2015 г.;
2.2. определить содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения (иностранный язык)» по возрастным категориям детей дошкольного возраста (от 3 до 4 лет; от 4 до 5 лет; от 5 до 7 лет) с учетом содержания учебных программ для учреждений общего среднего образования по учебному предмету «Иностранный язык».
Срок исполнения — до 1 декабря 2014 г.;
2.3. разработать методические рекомендации по подготовке детей к обучению в учреждениях общего среднего образования в условиях семейного воспитания на русском и белорусском языках для размещения в сети Интернет и использования в работе с родителями (законными представителями).
Срок исполнения — до 1 января 2015 г.
3. Государственному учреждению образования «Академия последипломного образования» (А.П. Монастырный):
3.1. ежегодно размещать на сайте информацию об учреждениях образования, реализующих инновационные проекты по различным аспектам преемственности дошкольного и общего среднего образования.
Срок исполнения — сентябрь 2014 г., далее — постоянно;
3.2. в рамках изучения качества образования в учреждениях общего среднего образования изучить запросы педагогических работников на методическое сопровождение по организационным, содержательным и образовательно-технологическим аспектам преемственности дошкольного и общего среднего образования и представить в Министерство образования предложения о совершенствовании методической работы в учреждениях образования.
Срок исполнения — до 1 января 2015 г.;
3.3. рассмотреть вопрос о целесообразности введения новой специальности переподготовки «Начальное образование. Дошкольное образование».
Срок исполнения — май 2015 г.;
3.4. совместно с научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (Р.С. Сидоренко) организовать проведение семинара для специалистов отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов «Методическое сопровождение педагогических работников учреждений дошкольного и общего среднего образования в обеспечении преемственности дошкольного и общего среднего образования».
Срок исполнения — до 1 января 2015 г.
4. Учреждению образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (А.И. Жук) изучить вопрос возможной интеграции учебных планов по специальностям высшего образования «Дошкольное образование» и «Начальное образование» в целях подготовки специалистов по смежным специальностям и удовлетворения потребности в кадровом обеспечении систем дошкольного и общего среднего образования.
Срок исполнения — май 2015 г.
5. Республиканскому унитарному предприятию «Издательство ”Пачатковая школа“» (Н.Г. Ванина) совместно с отделом дошкольного образования (А.Л. Давидович) организовать проведение в рамках ежегодных выставок-ярмарок «Мир детства», «Нашим детям», «Здравствуй, школа!» презентаций учебных изданий по вопросам подготовки детей к обучению в учреждениях общего среднего образования.
Срок исполнения — август 2015 г., далее — постоянно.
6. Пресс-секретарю Министерства образования (Ю.А. Бородун), отделу дошкольного образования (А.Л. Давидович), управлению общего среднего образования
(С.В. Уклейко), управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома, руководителям республиканского унитарного предприятия «Издательство ”Пачатковая школа“» (Н.Г. Ванина), республиканского унитарного предприятия «Издательство ”Адукацыя і выхаванне“» (Н.А. Супранович), учреждению «Редакция газеты ”Настаўніцкая газета“» (В.А. Кнышев), учреждению «Редакция журнала ”Пралеска“» (С.А. Штабинская):
6.1. создать в издаваемых средствах массовой информации (журналах для детей и родителей — «Рюкзак», «Рюкзачок», «Рюкзачишка», для педагогических работников «Выхаванне і дадатковая адукацыя», «Диалог», «Пачатковая школа», «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа», «Здаровы лад жыцця», «Пралеска», газетах «Настаўніцкая газета» и «Переходный возраст») специальные рубрики, посвященные вопросам преемственности дошкольного и общего среднего образования, в том числе по аспектам воспитательной работы, взаимодействия с семьей.
Срок исполнения — до 1 октября 2014 г.;
6.2. обеспечить освещение вопросов преемственности уровней дошкольного и общего среднего образования посредством размещения их в средствах массовой информации, социальных сетях и на Интернет-порталах.
Срок исполнения — до 1 октября 2014 г.;
7. Пресс-секретарю Министерства образования (Ю.А. Бородун) организовать цикл передач на белорусском телевидении и радио «В школу с удовольствием».
Срок исполнения — август 2014 г. — август 2015 г.
8. Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома:
8.1. совместно с научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (Р.С. Сидоренко) апробировать модель учреждения общего среднего образования путем включения в его структуру учреждения дошкольного образования и интеграции содержания дошкольного и общего среднего образования.
Срок исполнения — май 2015 г.;
8.2. рассмотреть на заседаниях коллегий вопрос об эффективности методического сопровождения деятельности педагогических работников по обеспечению преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования (в контексте организационного, содержательного и образовательно-технологического аспектов).
Срок исполнения — в течение 2015 г.;
8.3. организовать для специалистов отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор) -исполкомов, руководителей учреждений образования проведение инструктивно-методических совещаний по вопросам медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников учреждений дошкольного образования при переходе их на I ступень общего среднего образования.
Срок исполнения — до 1 ноября 2014 г.;
8.4. проанализировать обеспеченность старших групп учреждений дошкольного образования и первых классов учреждений общего среднего образования современными средствами обучения в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования» и постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 16 «Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования», и представить информацию в Министерство образования.
Срок исполнения — до 15 декабря 2014 г.;
8.5. обеспечить в каждом учреждении общего среднего образования функционирование группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования и разместить сведения о данных образовательных услугах на информационных стендах и сайтах учреждений образования, отделов (управлений) образования, спорта и туризма
рай(гор)исполкомов.
Срок исполнения — ежегодно.
9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.А. Богуша, заместителя Министра В.А. Будкевича.
Министр С.А. Маскевич
Памятка родителям будущих первоклассников
- Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.
- Узнайте у воспитателя заранее, насколько ребенок «зрел» или «не зрел». Если ребенок зрел, все равно психологически готовьте его к школе, ко всем трудностям, которые его ждут. Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя рекомендации психолога и педиатра.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на первоначальном этапе овладения учебными навыками.
- Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
10. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
разгарнуць » / « згарнуць