Профориентация

Управление по образованию Минского райисполкома

Сёмковская

средняя школа

 

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Календарь новостей

<<Октябрь, 2019>>
пнвтсрчтптсбвс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Контактная информация

Адрес: Минский р-н, а/г Семково, ул.Центральная, д.1
Телефон: 503-11-48
Электронная почта: semkovo@minsk.edu.by

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Сайты с информацией по профориентации

  • § Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь и сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса  находятся на сайте: www.abiturient.by
  • § Министерства образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by
  • § Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;
  • § Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;
  • § Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;
  • § Информационный портал http://www.tamby.info.
  • § http://mycarrer.hrm.by (тематические статьи, советы школьникам , вопросы и советы о ЦТ и другое)
  • Академия последипломного образования: www.akademy.by;
  • Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:kudapostupat.by
  • Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;

 

Правила выбора профессии

Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Работа, которая приносит удовлетворение, профессиональный рост, материальный достаток, общественное признание   - залог успеха в жизни для любого человека. Но решается этот важный вопрос нередко на уровне интуиции, иногда под влиянием настроения, давления родителей, путем проб и ошибок. Вот почему важно правильно выбрать профессию. Как это сделать?

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: при выборе профессии надо учитывать три фактора: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».

Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем компонентам. Таким образом, чтобы выбор профессии был оптимальным, надо ответить себе на следующие вопросы: 

  • Чем я  хочу заниматься, к чему имею склонности?  Что мне нравится делать? Какой вид деятельности меня привлекает?

Необходимо проанализировать свои желания, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, определить, чем вы хотите заниматься, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, какой вид деятельности вас привлекает. Склонности,  стремления личности, мотивы, желания, интересы условно обозначают выражением «Я хочу».

  • Смогу ли я?Смогу ли я получить выбранную специальность? Хватит ли у меня способностей и умений, чтобы освоить ту профессию, к которой "душа лежит"?

Необходимо  оценить свои профессионально важные качества, которые определяют, в конечном счете, вашу  профессиональную пригодность. Кроме здоровья, к этой группе относятся способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент).

Возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент) условно можно выразить словами «Я могу».

  • Есть ли спрос на мою профессию? Востребована ли эта профессия на рынке труда? Смогу ли я устроиться на работу по своей специальности, есть ли перспективы у моей профессии?

Необходимо узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. «Надо» - потребности общества в кадрах.

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  • интересна и привлекательна для вас,
  • соответствует вашим способностям, состоянию здоровья,
  • пользуется спросом на рынке труда.

 

 

Словарик старшеклассникам (профориентация)

Интересы – побуждения познавательного характера.

Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность. Способствующий исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.

 

Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.

Склонность – побуждения заниматься какой-либо деятельностью с целью преобразования, изменения (связаны с интересами).

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями наиболее продуктивного осуществления деятельности (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.).

Субкультура – это совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.

 

Рекомендации учащимся по самовоспитанию

Каждый выбирающий профессию, если он строго оценивает себя, может отметить, что ему для избранного дела не достает каких-то знаний, способностей, каких-то качеств. Однако одной строгой самооценки недостаточно. Необходимо заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание - это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.


Этапы самовоспитания:
1. Самоанализ уровня развития своей личности.
2. Составление перечня тех качеств, которые нужно в себе укрепить и развивать, и тех, которые необходимо подавить, преодолеть.
3. Составление плана определенных действий для тренировки ценных качеств и преодоления недостатков.
4. Периодическое подведение итогов работы над собой.
5. Постановка перед собой более усложненных задач.

 
Приемы самовоспитания

 
1. САМОПРИКАЗ: "Сказано - сделано!". Этому правилу нужно следовать ежедневно. По телевизору показывают интересный фильм, а тебе нужно решать задачи. Заставь себя выключить манящий экран и ты одержишь победу. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с удовольствием выполнять собственные команды.
2. САМОКОНТРОЛЬ: В одном из философских трактатов есть такие мудрые слова: "В конце концов каждый остается один; вот тут-то и важно, кто этот один". Старайся всегда следить за самим собой, за своими поступками и действиями даже когда остаешься один. Постоянно подводи итоги каждого прожитого дня. Для этого лучше всего перед сном (пусть это станет привычкой!) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся преодолеть их.
3. САМООБОДРЕНИЕ: Иногда очень полезно самому себе подсказать: " Я должен сделать это, я смогу". Знай, что безнадежных ситуаций не бывает. Будь оптимистом!
4. САМОКРИТИКА: Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои достоинства и недостатки. Первое - для совершенствования. Второе - для устранения. Самокритично относясь к своим слабостям или плохим привычкам, старайся их преодолеть. Одновременно умей радоваться своим положительным качествам, совершенствуя и приумножая их,
5. САМОВНУШЕНИЕ: Восточная пословица гласит: "Кто скажет себе: "Сломай препятствие" - сломает его. Но кто остановится в нерешительности - тому придется отступить". Внушить что-то себе - значит поверить в это. Когда веришь, легче добиваться поставленной цели.
6. САМООБЯЗАТЕЛЬСТВО: С юных лет надо учиться быть верным слову.  Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания, пусть даже и незначительные. Прежде чем обещать, подумай, сможешь ли его выполнить. В противном случае легко прослыть обманщиком.
Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические качества нужно всю жизнь.

 

Перечень учреждений профессионально-технического и среднего специального образования Минской области:

  1. УО "Борисовский государственный строительный профессиональный лицей"      

  2. УО "Борисовский государственный колледж"  

  3. УО "Вилейский государственный колледж"

  4. ГУО "Воложинский сельскохозяйственный профессиональный лицей"      

  5. ГУО "Областной аграрно-технический профессиональный лицей"

  6. ГУО "Клецкий сельскохозяйственный профессиональный лицей"   

  7. УО "Копыльский государственный колледж"

  8. ГУО "Любанский сельскохозяйственный профессиональный лицей"          

  9. ГУО "Березинский аграрно-технический профессиональный лицей"

  10. УО "Молодечненский государственный колледж"       

  11. УО "Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей"

  12. ГУО "Смиловичский сельскохозяйственный профессиональный лицей"    

  13. УО "Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей"

  14. УО "Слуцкий государственный колледж"         

  15. УО "Смолевичский государственный аграрно-технический профессиональный лицей"

  16. УО "Солигорский государственный колледж"  

  17. ГУО "Червенский профессиональный строительный лицей" 

  18. УО "Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа"

  19. ГУО "Жодинский профессиональный лицей"     

  20. УО «Минский государственный областной колледж»

  21. УО "Марьиногорский государственный ордена "Знак Почета" аграрно-технический колледж им. В.Е. Лобанка"

  22. УО "Новопольский государственный аграрно-экономический колледж"

  23. УО "Ильянский государственный аграрный колледж"

  24. УО "Смиловичский государственный аграрный колледж"


 

Профориентационная работа

в ГУО «Семковская средняя школа»

 

Цель:

подготовка обучающихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

 

Нормативно-правовая база профессиональной ориентации:

1) Кодекс Республики Беларусь об образовании;

2) Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь";

3) Закон Республики Беларусь "Об основах государственной молодёжной политики;

4) Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь;

5) Методические рекомендации по организации профессионального обучения на базе межшкольных учебно-профессиональных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся;

6) Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы;

7) Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодёжи.


Направления:

- профессиональное просвещение;

- профессиональная диагностика;

- профессиональная консультация;

- профессиональный выбор;

- социально-профессиональная адаптация;

- профессиональное воспитание.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в нашем учреждении образования:

1-4 классы: формирование у младших учащихся ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы: групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Направления и формы профориентационной работы в ГУО “Семковская средняя школа”:

- Оформление уголка по профориентации на 2 этаже школы, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».

- Работа с учащимися: викторины, беседы, тематические классные часы,; тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности; консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);   организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в нашем учреждении образования и в учреждениях дополнительного образования.

 

Ошибки в выборе профессии

 

Самое главное — выбрать профессию так, чтобы твоя профессия в будущем была успешной и приносила тебе удовлетворение. Все, что способствует такому выбору хорошо, все, что противодействует плохо.

Можно выделить ряд причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Это и неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора (к области деятельности, к советам или поведению окружающих) включая недостаточную самостоятельность в принятии решений, а также недостатки знаний, опыта, информированности о существенных обстоятельствах этого выбора. Рассмотрим эти причины более детально.

  1. Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища,
    постоянного островка в океане профессий. При таком подходе возникает
    опасение застрять, затеряться. И учащиеся часто при этом ориентируются сразу на
    профессии высокой или высшей квалификации. Но ведь к высшей квалификации
    ведет некий путь. Его и надо высветить в сознании, когда обдумываешь профессию.
    Важно помнить, что к высокой квалификации ведет многоступенчатая лестница
    трудовых занятий. И вполне естественно начинать восхождение с низших ступеней.
    В   любой   сфере   деятельности  —  практической,   теоретической   происходит
    закономерная смена занятий должностей по мере роста квалификации человека. При
    этом наибольших успехов достигает тот, кто имеет хорошие начальные ступени.
    Например,  лучшим  инженером  становится  тот,  кто  вначале  был  рабочим,
    бригадиром;   лучшим   руководителем  —  кто   в   свое   время   был  хорошим
    исполнителем и знает все тонкости дела. Даже для изобретателя важно умение
    делать все своими руками. Вот почему нужно выбирать не островок, фарватер —
    путь в океане профессий.
  2. Предрассудки чести. Предрассудок — это ложный, необоснованный взгляд,
    ставший  привычным,  само  собой  разумеющимся.   В  отношении  профессий
    предрассудки проявляются в том, например, что некоторые важные для общества
    профессии считаются недостойными, неприличными.
  3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей. Мы
    довольно часто призываем друг друга делать, как все. Иногда и в самом деле это
    полезно. Почему же путь выбора профессии под влиянием окружающих мы
    рассматриваем, как ошибочный? Потому же, почему одежду или обувь мы
    выбираем по своему размеру или вкусу, а не покупаем обязательно то, что подходит
    нашим   товарищам.   Надо   разобраться   в   своих   способностях,   склонностях,
    возможностях их развития, примерить к себе данную профессии, узнав о ней как
    можно больше, и на этой основе сделать выбор.
  4. Перенос отношений к человеку — представителю той или иной профессии —
    на саму профессию.
    При выборе профессии надо учитывать, прежде всего,
    особенности будничного труда конкретной профессии, а не основывать свой выбор
    только на личной симпатии к конкретному представителю той или иной профессии.

Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Так известно, что в профессии геолога учащихся часто привлекает возможность
путешествовать, но они забывают или просто не знают о тяжелой повседневной
работе геолога: длительное и кропотливое наблюдение, необходимость заниматься
тончайшими измерениями, из месяца в месяц повторять одну и ту же поисковую
работу в разных местах. Профессия артиста может привлекать тем, с какойлегкостью он создает на сцене или в кино сложный образ, завоевывает популярность, славу. Но за этой легкостью стоит напряженный, длительный, совершенно будничный труд, работа, ограниченная сроками, заданиями, указаниями режиссеров, текстом порученной роли, не говоря уже о специфическом образе жизни (ночная работа, неизбежные переезды, связанные с гастролями и т.д.). Итак, важно проникнуть за зримые явления (или, наоборот, за кажущуюся незримость) профессии, вскрыть существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст действительно веские доводы «за» и «против» выбора именно этой профессии, именно для тебя

    Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различие   этих   реальностей).   Совокупность   учебных   предметов   в   школе подбирается так,  чтобы  по  возможности хорошо  подготовить подрастающее поколение к трудовой жизни. Образование должно соответствовать культуре (материальной   и   духовной).   Каждый   учебный   предмет   имеет   как   бы профессиональный ореол. Но его еще надо раскрыть раскопать. Он незрим. Виден не каждому. Например, такой учебный предмет — «иностранный язык». Есть не мало профессий для успешной работы, в которых пригодятся склонности к языку и, конечно,   знания   и   навыки:   телефонист  международной   телефонной   связи, проводник пассажирских вагонов международных сообщений, официант на судах дальнего плавания,  наборщик,  корректор, редактор  специальной литературы, экскурсовод,   переводчик,   преподаватель   иностранного   языка.   Аналогичным образом, за каждым учебным предметом можно усмотреть, построить более или менее обширный профессиональный ореол (в нем будут и профессии очень тесно и непосредственно связанные с учебной дисциплиной — ядро ореола, связанные менее тесно). Мир профессий значительно шире, чем это можно представить себе, основываясь на «репертуаре» школьных учебных предметов. О многих профессиях могут не знать ни учителя, ни родители, ни товарищи. Каждый выбирающий должен быть и сам здесь разведчиком.

  1.   Устарелые представления  о характере труда  в  сфере материального производства. В наш век бурного технического прогресса содержание труда быстро меняется. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. В современных машинах широко используются   электрические,   электронные,   гидровлические,   пневматические устройства, точные приборы. Рабочему при этом важно иметь хорошие познания в области   основ   наук,   техники,   технологии   производства.   Механизация   и автоматизация производства, внедрение поточных и поточно-автоматических линий, станков с числовым программным управлением, робототехнических комплексов приводит к тому, что меняется характер труда рабочего-станочника, слесаря-ремонтника, люди таких профессий имеют дело уже не с отдельными станками, а со сложными комплексами разнообразных машин; это приближает труд рабочего к труду инженера.

Итак, за старым, иной раз еще дедовским названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Вот почему всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

  1.   Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). Правда, разобраться в себе — дело не простое. Отчасти в этом может помочь данная методическаялитература, друзья (и как пример для сравнения, и как твои приятели), родители, учителя.
  2.   Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных  при  выборе  профессии.  Имеются  объемистые  справочники, содержащие сведения о том, какие профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. Указанные справочники предназначены для врачей, поэтому, выбирая профессию важно с ними проконсультироваться.
  3. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. Когда решается задача по математике, то, само собой разумеется, что нужно выполнить ряд действий. Если их выполнить неверно или не в должном порядке, то и ответ не сходится. То же и при выборе профессии. Только она посложнее учебной задачки, да и ответ подсмотреть негде. Никто не может не имеет права вынуждать тебя действовать здесь вопреки твоему собственному разумению и согласию. Совет, пожелание, рекомендации можно выслушать, поблагодарить, но решать надо самостоятельно.

    Аудитор

    Содержание труда: оказывает практическую помощь руководству и экономическим службам предприятия в ведении дел и управлении финансами. Должен знать: финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, математику и статистику, экономику, трудовое, финансовое, административное право.

    Профессионально важные качества:

    ■ высокий уровень развития памяти (долговременной и кратковременной);

    ■ высокий уровень математических способностей;

    ■ высокий уровень аналитического мышления;

    ■ высокий уровень развития логического мышления;

    ■ способность длительное время заниматься однообразными видами деятельности.

    Квалификационные требования: высшее учебное заведение.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    ■ отсутствие аналитических и математических способностей;

    ■ высокая утомляемость;

    ■ эмоционально-волевая неустойчивость;

    ■ безответственность;

    ■ невнимательность, рассеянность;

    ■ нечестность;

    ■ нетерпеливость. Медицинские противопоказания:

    ■ болезни нервной системы;

    ■ выраженные заболевания зрения.

    WEB-дизайнер

    Содержание труда: работа на предприятиях и в организациях, агентствах и фирмах компьютерного дизайна по оформлению сайтов, созданию идеи и разработки макета сервера, обеспечению наилучшего восприятия документов на экране монитора, цветовой палитры; работа с узлом Internet. Должен знать: технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, режимы работы оборудования, правила эксплуатации, технологию механизированной обработки информации; современные специализированные компьютерные программы; основы психологии.

    Профессионально важные качества:

    ■ высокий уровень развития памяти;

    ■ высокий уровень развития образного мышления;

    ■ высокий уровень развития логического и аналитического мышления;

    ■ развитый эстетический и художественный вкус;

    ■ креативность (творческий подход);

    ■ внимательность;

    ■ терпеливость;

    ■ усидчивость.

    Квалификационные требования: ссузы, вузы, курсы.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    ■ отсутствие художественного вкуса;

    ■ высокая утомляемость;

    ■ ригидность мыслительных процессов;

    ■ безответственность;

    ■ невнимательность, рассеянность;

    ■ неаккуратность.

    Медицинские противопоказания:

    ■ сильно развитая близорукость.

     

     

    Бухгалтер

    Содержание труда: осуществляет бухгалтерский учет, ревизию и финансовый контроль на предприятиях и в организациях различного типа; проверяет достоверность полученной финансовой информации, контролирует соблюдение законности при распределении денежных средств.

    Должен знать: статистику, финансы, кредит, анализ хозяйственной деятельности, основы управления, технологию конкретной отрасли народного хозяйства, ее экономику, организацию и планирование, методику составления отчетности.

    Профессионально важные качества:

    ■ умение быстро и правильно считать;

    ■ умение анализировать числа, за их динамикой понимать суть производственных процессов;

    ■ терпение;

    ■ усидчивость;

    ■ устойчивость к монотонной работе.

    Квалификационные требования: курсы, вузы, ссузы.

    Медицинские противопоказания:

    ■ плохое зрение;

    ■ болезни нервной системы.

    Врач

    Содержание труда: оказывает различную медицинскую помощь в условиях стационара и поликлиники. Должен знать: основы общетеоретических и клинических дисциплин, анатомо-физиологические возрастные и половые особенности здорового и больного человека, симптомы заболеваний, тактику ведения больных.

    Профессионально важные качества:

    ■ сострадание;

    ■ добросовестность;

    ■ аккуратность;

    ■ аналитический ум (способность анализировать факты и логически мыслить);

    ■ высокий уровень развития произвольного внимания;

    ■ коммуникативные способности;

    ■ большой объем долговременной памяти;

    ■ психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки.

    Квалификационные требования: лечебный факультет медицинского вуза.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    ■ безответственность;

    ■ невнимательность;

    ■ эгоистичность;

    ■ жестокость;

    ■ брезгливость.

    Медицинские противопоказания:

    ■ нервные и психические заболевания;

    ■ выраженные заболевания зрения и слуха;

    ■ инфекционные и кожные заболевания.

    Дизайнер

    Содержание труда: эстетизация, гармонизация, упорядочение предметного окружения человека; сбор необходимых сведений об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах; изучение взаимодействия человека с изделием в процессе эксплуатации, разработка проектно-компоновочных схем, эскизов, форм, рабочих чертежей, отработка изделий на образцах.

    Должен знать: скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.

    Профессионально важные качества:

    ■ художественное воображение;

    ■ пространственно-образное мышление;

    ■ коммуникабельность.

    Квалификационные требования: художественно-промышленные училища, училища искусств, архитектурные институты, институты искусств.

    Медицинские противопоказания:

    ■ нарушения координации движений рук;

    ■ дальтонизм;

    ■ дефекты зрения.

    Маркетолог

    Содержание труда: изучает и прогнозирует спрос на товары и услуги путем наблюдения, опроса потребителей; анализирует причины колебания спроса на товары и услуги, определяет пути улучшения их потребительских свойств, перспективы сбыта, отслеживает конкурентную сферу, изменения налоговой, ценовой и таможенной политики государства.

    Должен знать: основы экономики, историю развития производства, торговли, действующее законодательство, основы социологии, психологии, правоведения, этики, статистики, вычислительную и оргтехнику.

    Профессионально важные качества:

    ■ аналитическое мышление;

    ■ наблюдательность;

    ■ социально-психологическая интуиция;

    ■ образно-логическая память;

    ■ коммуникативные способности;

    ■ высокая самооценка;

    ■ эмоционально-волевая устойчивость.

    Квалификационные требования: высшее экономическое, юридическое образование.

    Медицинские противопоказания:

    ■ нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

    ■ выраженные сердечно-сосудистые заболевания;

    ■ нервные и психические заболевания.

    Менеджер

    Содержание труда: организация производства или коммерческой деятельности, организация внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы.

    Профессионально важные качества:

    ■ хорошо развитые виды памяти и внимание;

    ■ эмоционально-волевая устойчивость;

    ■ добросовестность;

    ■ честность;

    ■ коммуникативные способности.

    Квалификационные требования: высшее экономическое образование.

    Медицинские противопоказания:

    ■ выраженные нарушения зрения;

    ■ нервные и психические заболевания;

    ■ выраженные сердечно-сосудистые заболевания.

    Оператор банковского дела

    Содержание труда: оформление документов на проведение банковских операций, работа с клиентами банка, работа на компьютере.

    Должен знать: требования к правильности оформления банковских документов, инструкции по проведению различных банковских операций, сведения по автоматизированной обработке полученных данных, эксплуатационные характеристики и основные правила работы на счетно-вычислительной технике.

    Профессионально важные качества:

    ■ внимательность;

    ■ аккуратность;

    ■ хорошая память;

    ■ высоко развитый уровень концентрации и переключения внимания;

    ■ устойчивость к монотонной работе;

    ■ быстрота движений рук;

    ■ ответственность;

    ■ эмоциональная устойчивость;

    ■ коммуникативные способности;

    ■ хорошие зрение и слух.

    Квалификационные требования: ссузы, курсы.

    Медицинские противопоказания:

    ■ психические и нервные заболевания;

    ■ снижение остроты зрения и слуха;

    ■ нарушение координации движений рук.

    Программист

    Содержание труда: разрабатывает программы на основе анализа математических моделей и алгоритмов по реализации решения экономических и других задач, выбирает язык программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов, производит отладку разработанных программ, корректирует их в процессе доработки, определяет возможность использования готовых программных средств.

    Должен знать: методы программирования и использования вычислительной техники при обработке информации, технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, режимы работы оборудования, правила эксплуатации, технологию механизированной обработки информации, языки программирования.

    Профессионально важные качества:

    ■ хорошее зрение;

    ■ оперативная память;

    ■ устойчивое концентрированное внимание;

    ■ высокая работоспособность;

    ■ дисциплинированность;

    ■ аналитическое мышление.

    Квалификационные требования: вузы.

    Медицинские противопоказания:

    ■ снижение остроты зрения;

    ■ нарушение функции щитовидной железы;

    ■ болезни крови.

    Психолог

    Содержание труда: изучает различные виды психической деятельности людей и применяет свои знания на практике — в учебных заведениях, на предприятиях, в специальных психологических службах с целью оказания помощи по адаптации человека в окружающих его условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально-психологического климата в коллективе.

    Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, охраны труда, методические, нормативные и другие инструктивные материалы по практической психологии, основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга, диагностики и коррекции развития личности.

    Профессионально важные качества:

    ■  хорошо развитые коммуникативные способности;

    ■  тактичность;

    ■ ответственность;

    ■ наблюдательность;

    ■ аналитический ум (способность анализировать факты и логически мыслить);

    ■ психоэмоциональная устойчивость;

    ■ хорошо развитые виды памяти; я умение четко и ясно излагать свои мысли.

    Квалификационные требования: психологические факультеты университетов и гуманитарных институтов.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    ■ агрессивность;

    ■ замкнутость;

    ■ нерешительность;

    ■ отсутствие склонности к работе с людьми;

    ■ низкий интеллектуальный уровень развития.

    Медицинские противопоказания:

    ■ нервные и психические заболевания;

    ■ выраженные заболевания зрения и слуха; я инфекционные и кожные заболевания.

    Предприниматель

    Содержание труда: занимается торговой (коммерческой) деятельностью в той или иной сфере народного хозяйства, обеспечивающей рынок товарами и услугами оптимального ассортимента и высокого качества; определяет соответствие товаров и услуг нормативно-технической документации, фирменному знаку, прогнозирует спрос, организует рекламу, стимулирует сбыт, документально оформляет коммерческие операции.

    Должен знать: основные правила и принципы классификации товаров и услуг, требования к их качеству, рынок, его типы, состояние и перспективы развития спроса и предложения, системы маркетинговой информации, стратегию коммуникации, стимулирование сбыта, банковскую и налоговую систему, организацию финансового планирования деятельности предприятия, этикет деловых и неофициальных встреч, структуру экономики, характер торговых операций, основы рекламного дела.

    Профессионально важные качества:

    ■ хорошо развитые все виды памяти;

    ■ аналитические способности;

    ■ высокий уровень притязаний;

    ■ коммуникативные и организаторские способности;

    ■ психоэмоциональная устойчивость;

    ■ высокий уровень интеллекта.

    Квалификационные требования: вузы, ссузы, курсы.

    Медицинские противопоказания:

    ■ психические и нервные заболевания.

    Секретарь-референт

    Содержание труда: регистрирует и систематизирует письма, документы, ведет телефонные переговоры, выполняет поручения руководителя, передает по назначению его задания, участвует в подготовке заседаний и совещаний, ведет их стенограммы, готовит информационно-обзорные материалы, тиражирует необходимую документацию, использует в работе оргтехнику и компьютер.

    Должен знать: делопроизводство, основы научной организации труда, стенографию, правила эксплуатации персональных компьютеров и оргтехники, основы психологии общения, эстетики, этики, иностранный язык.

    Профессионально важные качества:

    ■ хорошо развитые виды памяти;

    ■ коммуникативные и организаторские способности;

    ■ эмоционально-волевая устойчивость;

    ■ аккуратность;

    ■ исполнительность;

    ■ ответственность.

    Квалификационные требования: ссузы, курсы.

    Медицинские противопоказания:

    ■ нервно-психические заболевания;

    ■ дефекты зрения и слуха;

    ■ выраженные дефекты речи;

    ■ явные физические недостатки.

    Страховой агент

    Содержание труда: представляет интересы страховой организации, заполняет страховой полис на все виды гражданского и общественного имущества, следит за систематическими взносами соответствующих гражданских лиц и общественных организаций, участвует в сборе документов по выплате по страховому полису, дает консультации об условиях страхования и их вкладах.

    Должен знать: нормативные документы, состояние развития рынка страхования в первую очередь на местном (локальном) уровне, условия заключения и выплаты денежных компенсаций различных страховых полисов, владеть навыками математических расчетов, иметь представление о рыночных отношениях, их законах и закономерностях.

    Профессионально важные качества:

    ■ хорошо развитые коммуникативные качества;

    ■ исполнительность;

    ■ аналитический ум (способность анализировать факты и логически мыслить);

    ■ хорошо развитые виды памяти;

    ■ умение четко и ясно излагать свои мысли;

    ■ подвижный, живой темперамент личности;

    ■ предприимчивость;

    ■ инициативность;

    ■ эмпатия (сопереживание);

    ■ стремление постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки;

    ■ высокий самоконтроль и быстрое реагирование на изменение ситуации.

    Квалификационные требования: высшее или среднее образование; специальные курсы.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    ■ агрессивность;

    ■ замкнутость;

    ■ нерешительность;

    ■ отсутствие склонности к работе с людьми;

    ■ безответственность;

    ■ нечестность;

    ■ низкий интеллектуальный уровень развития.

    Медицинские противопоказания:

    ■ психические заболевания;

    ■ серьезные заболевания нервной системы;

    ■ снижение остроты слуха, зрения;

    ■ заболевания опорно-двигательного аппарата.

    Юрисконсульт

    Содержание труда: осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, участвует в подготовке ответов при отклонении претензий, дает справки и консультации работникам, гражданам о текущем законодательстве, а также содействует оформлению документов и актов имущественно-правового характера.

    Должен знать: нормативные и руководящие материалы по правовой деятельности предприятия, действующее законодательство, гражданское, трудовое, финансовое, административное право.

    Профессионально важные качества:

    ■ аналитическое мышление;

    ■ хорошо развитые виды памяти и внимание;

    ■ психоэмоциональная устойчивость;

    ■ коммуникативные способности.

    Квалификационные требования: высшее юридическое образование.

    Медицинские противопоказания:

    ■ нервные и психические заболевания;

    ■ выраженные сердечно-сосудистые заболевания